Экспериментальная площадка
Тема: «Модель сетевого взаимодействия по своевременному выявлению актуального уровня развития и определению эффективных стратегий преодоления отклонений в развитии у детей раннего возраста как условие успешной реализации ФГОС ДО».
Цель: создание (разработка) модели сетевого взаимодействия для выявления актуального уровня развития и организации своевременной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям.
Время работы в режиме ЭД: 3 года.
Руководитель экспериментальной работы: Зайцева С.В., руководитель структурного подразделения Службы раннего вмешательства.
Научный руководитель: Григоренко Н.Ю., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Руководитель программы: Яркеева Г.В., директор МБОУ Центра «Сопровождение».
Творческая группа по реализации эксперимента:
1. Яркеева Г.В., директор МБОУ Центра «Сопровождение», руководитель программы;
2. Григоренко Н.Ю., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», научный руководитель;
3. Касьянова Г.В., заместитель директора по УМР;
4. Климова А.А., методист, администратор сайта Центра;
5. Скачкова С.А., учитель-дефектолог.
Выбор данной темы обусловлен следующими аспектами.
В настоящий момент по официальной статистике среди детского населения в России примерно 1,6 млн. детей относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья, часть из которых имеют статус «дети-инвалиды». Это 4,5% всей детской популяции в РФ. При этом сюда не входят дети с нерезковыраженными отклонениями в развитии, не прошедшие Психолого-медико-педагогическую комиссию и не получившие официального заключения. Исследования различных авторов указывают на то, что в популяции новорожденных фиксируется достаточно большой процент детей с последствиями перинатально патологии центральной нервной системы (ПП ЦНС) – примерно от 83% до 92% детей по данным различных авторов (Л.О. Бадалян, И.А. Выродовой, Н.Н. Малофеева, Е.М. Мастюковой, С.Б. Лазуренко, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенковой, К.А. Семеновой, Н.Д. Шматко и др.). Признаки перинатальной патологии ЦНС свидетельствуют о достаточно сложном состоянии организма ребенка, которое часто приводит к проблемам в развитии различных сфер (познавательной, коммуникативной, двигательной, социальной).
Первые годы жизни, по мнению специалистов различного профиля (медиков, педагогов, психологов), рассматриваются как наиболее сенситивный период в развитии ребенка, в становлении его когнитивной, речевой, двигательной и социальной сфер. Вследствие чего выявленное в этот период любое проявление дизонтогенеза при системно организованном комплексном воздействии (медикаментозном, психолого-педагогическом) может быть нивелировано или полностью преодолено, что значительно повышает возможности социализации и получения полноценного образования на более поздних возрастных этапах: в дошкольном возрасте.
Организация и реализация нашей экспериментальной работы позволяет решить возникшую проблему в начале в рамках отдельно взятой экспериментальной площадки, а затем транслировать разработанную модель сетевого взаимодействия по своевременному выявлению актуального уровня развития и определению эффективных стратегий преодоления отклонений в развитии у детей раннего возраста для внедрения ее в работу других образовательных организаций, реализующих ФГОС ДО.
Работа на ЭП:
- В МБДОУ д/с 79 комбинированного вида прошла рабочая встреча с Администрацией ДОУ, знакомство с воспитателем первой младшей группы и детьми. Прошли первые психолого-педагогические диагностики детей первой младшей группы. Дети с удовольствием включились в игру с учителями-логопедами.
- После диагностики детей (сентябрь-октябрь), в ноябре 2020 года начались занятия учителя-логопеда Зайцевой С.В. с детьми 1-ой младшей группы МБДОУ детского сада №79 комбинированного вида. Идет коррекционно-развивающее занятие и обучение воспитателя группы. После занятия даются рекомендации и игры-задания по закреплению пройденного.
- Занятие на тему: «Развитие речи детей раннего возраста на примере сказки «Курочка Ряба».
- В рамках ЭП в МБДОУ д/с 79 продолжается работа специалистов Центра по обучению воспитателя 1 младшей группы и учителя-логопеда ДОУ работе с детьми раннего возраста. Тема занятия: «Зима. Зимние забавы». На логопедическом занятии идет развитие речи малышей — накопление импрессивного словаря, развитие слухо-речевого восприятия, мелкой моторики и пространственной координации.
- Малыши изучают домашних животных: где они живут, как голос подают, чем питаются:
- Экспериментальная деятельность Центра продолжается активным обучением воспитателя и учителя-логопеда ДОУ приемам раннего развития детей:
Для просмотра фото, перейдите в фотогалерею по ссылке https://diagnostika.odinedu.ru/o-czentre/fotogalereya/rabota-eksperimentalnoj-ploshhadki.html