Рекомендации по составлению характеристик, примерные психолого-педагогические, логопедические, дефектологические характеристики
При решении вопросов, связанных с необходимостью определения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Одним из основных этапов деятельности ПМПК является анализ имеющегося пакета документов, который предоставляется в комиссию.
Для специалистов, проводящих обследование (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, врача психиатра) одним из основных документов, отражающих наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является характеристика.
- Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она является результатом всестороннего предварительного изучения ребенка.
- При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
- Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за поведением, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со сверстниками и взрослыми.
- Всестороннее познание ребенка требует применения специалистом и других методов обследования – бесед, анализа продуктивных видов деятельности, стандартизированных методик обследования и т.д.
- В характеристике необходимо указать, какие проводились коррекционно-педагогические мероприятия, их эффективность, результативность.
- В характеристике отмечаются условия семейного воспитания, характер взаимоотношений ребенка и взрослого, ребенка и его сверстников.
- Характеристика – это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода.
Примерные психолого-педагогические, логопедические, дефектологические характеристики, которые составлены на основе методических разработок Семаго М.М., Семаго Н.Я., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Нищевой Н.В., Вильшанской А.Д.
- Логопедическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста.
- Логопедическая характеристика на ребёнка школьного возраста.
- Педагогическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста.
- Педагогическая характеристика на ребёнка младшего школьного возраста.
- Психологическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста.
- Примерная психологическая характеристика на ребёнка школьного возраста.
- Характеристика учителя-дефектолога на ребёнка дошкольного возраста.