«Мы рядом. Первые шаги вместе с нами»
Период реализации проекта: 2024-2026 гг.
Основным направлением деятельности является выявление и оказание ранней помощи детям с ОВЗ в рамках деятельности ППМС-центра (консультативно-диагностическая деятельность, коррекционно-развивающая деятельность, информационно-методическая деятельность (мероприятия по обмену, обобщению и распространению педагогического опыта)
Задачи проекта:
-
создание специальных психолого-педагогических условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития в период младенческого, раннего и младшего дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса родителей;
-
комплексное изучение развития каждого ребенка для выбора форм, методов и приемов коррекционного обучения с учетом психофизических возможностей детей и определения оптимального образовательного маршрута;
-
создание развивающей пространственно-образовательной среды;
-
формирование сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками в процессе деятельности, соответствующей возрасту (эмоционально-личностное общение, манипулятивная, предметная, игровая деятельность, продуктивные виды (изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация));
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
-
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности диагностического процесса и коррекционно – развивающего обучения;
-
развитие познавательных интересов и формирование доступных способов усвоения общественного (культурного) опыта, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде;
-
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с близкими и новыми взрослыми для активизации коммуникативных возможностей в среде сверстников;
-
расширение вербальных (невербальных, альтернативных) средств коммуникации с взрослыми и сверстниками;
-
совершенствование общедвигательных и координационных умений для поддержания, и укрепления сохранения потенциала физической активности;
-
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Первые годы жизни, по мнению специалистов различного профиля (медиков, педагогов, психологов), рассматриваются как наиболее сензитивный период в развитии ребенка, в становлении его когнитивной, речевой, двигательной и социальной сфер. Вследствие чего выявленное в этот период любое проявление дизонтогенеза при системно организованном комплексном воздействии (медикаментозном, психолого-педагогическом) может быть нивелировано или полностью преодолено, что значительно повышает возможности социализации и получения полноценного образования на более поздних возрастных этапах: в дошкольном возрасте и школьном.
Ранняя комплексная помощь является достаточно молодым направлением в рамках системы специального образования. В России исследования в данном направлении активизировались в конце 90-х годов прошлого века; в период с 2005 до 2015 года Московский регион стал экспериментальной площадкой для внедрения инновационных теоретических, методических и практических разработок на базах дошкольных образовательных организаций. Но, к сожалению, прекращение бюджетного финансирования структурных подразделений (служб ранней помощи, лекотек, специализированных групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов и центров игровой поддержки ребенка), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку детям первых лет жизни и их семьям, значительно ограничило возможности раннего вмешательства и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет с отклонениями в развитии. Но исследования, проводившиеся в этот период, подтвердили необходимость и эффективность ранней комплексной помощи, а также подготовили ее обширную теоретико-методологическую и практическую базу.
В настоящее время возникло противоречие между явным отсутствием возможностей практического применения данных разработок по оказанию ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями/нарушениями в развитии и острой необходимостью в организации раннего вмешательства в целях уменьшения количества детей с ОВЗ в дошкольном возрасте и эффективной реализации требований ФГОС и ФОП и ФАОП дошкольного образования.
Исходя из всего вышесказанного и учитывая указанное противоречие, организация и реализация нашей экспериментальной работы позволяет решить возникшую проблему в начале в рамках отдельно взятой экспериментальной площадки, а затем транслировать разработанную модель сетевого взаимодействия по своевременному выявлению актуального уровня развития и определению эффективных стратегий преодоления отклонений в развитии у детей раннего возраста для внедрения ее в работу других образовательных организаций, реализующих ФГОС ДО и ФОП (ФАОП).
Предполагается, что разработанная модель сетевого взаимодействия по своевременному выявлению актуального уровня развития и определению эффективных стратегий преодоления отклонений в развитии у детей раннего возраста, основанная на комплексном и семейно-центрированном подходах в ее реализации, будет способствовать нивелированию, минимизации или полному преодолению отклонений в развитии на всех этапах реализации ФГОС ДО и ФОП, ФАОП дошкольного образования и будет тиражирование нашей инклюзивной модели в форме ресурсного пространства.

Протокол заседания рабочей группы по программе РИП МБОУ Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» Одинцовского городского округа Московской области.
Решили:
- Утвердить перечень мероприятий на 1 квартал 2025 года (январь, февраль, март)
- Утвердить примерный план на 2 квартал 2025 года (апрель, май, июнь)


Школа родителей малыша
На основании Приказа «О проведении мероприятия «Школа родителей малыша» №25 от 26.02.2025г.
В рамках Региональной инновационной площадки МО педагоги Службы раннего вмешательства 27.02.2025г. провели «Школу родителей малыша».
Основной целью данного мероприятия является повышение компетентности родителей детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия по программе Службы раннего вмешательства.
Психологами были затронуты важнейшие аспекты взаимодействия с ребенком, рассмотрены особенности в поведении детей раннего возраста, влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка.
В ходе совместной беседы обсудили влияние стиля общения в семье на формирование психического и физического здоровья ребенка.
Логопеды и дефектологи ответили на множество вопросов, касающихся когнитивного и речевого развития детей раннего возраста, создания развивающей среды в домашних условиях.
В завершении специалистами Службы раннего вмешательства был проведен мастер-класс для родителей «Развивающая игрушка своими руками». Родители смогли из подручных материалов самостоятельно не только придумать и сделать, но и рассказать на развитие каких функций направлена данная игрушка.
Встреча получилась конструктивной, полезной и насыщенной. Родители предложили проводить регулярно такую интересную «Школу родителей малыша». Специалисты обратились к администрации Центра вывести данную форму работы на муниципальный уровень, приглашая родителей малышей Одинцовского округа.
Школа молодого логопеда
11.03.2025г. на базе МБОУ Центра «Сопровождение» состоялась Школа молодого логопеда учителей-логопедов дошкольных отделений МОУ Одинцовского городского округа Московской области по теме: «Развитие мотивации к логопедическим занятиям у детей с тяжелыми нарушениями речи». Мероприятие прошло в позитивной и деловой обстановке. Логопеды поделились приемами активизации внимания детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях. Выступила Зайцева С. В. руководитель ОМО (руководитель структурного подразделения Службы раннего вмешательства МБОУ Центра «Сопровождение») и проинформировала о работе Региональной инновационной площадки Службе раннего вмешательства по теме: «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами» на базе Центра, в соответствии с Приказом Министерства образования Московской области от 27.12.2024г. № ПР-209, осветила основные задачи инновационной площадки и показала важность создания сетевого взаимодействия между коррекционными педагогами, медиками и семьей. На встрече заслушаны выступления специалистов Службы раннего вмешательства Центра: Камаловой Г.В., учителя-дефектолога по теме: «Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми раннего возраста», в котором она обратила внимание на важность тесного взаимодействия с родителями, включение их в коррекционный процесс и создание благоприятных условий для взаимодействия родителя и малыш. Секериной Е.В. педагога-психолога по теме: «Нейропсихологическое сопровождение детей раннего возраста». Специалист пояснила актуальность и новизну нейропсихологического подхода в работе с детьми первых лет жизни. Разъяснила, на какие особенности стоит обращать внимание учителю-логопеду в детском саду, при обследовании детей раннего возраста. Учителям-логопедам Одинцовского городского округа было предложено разместить информацию на стендах в ДОУ о работе Консилиума Службы раннего вмешательства (для родителей детей раннего возраста).
Установочный семинар по теме: «Взаимодействие между системой здравоохранения и коррекционной педагогикой в Одинцовском городском округе»
12 марта 2025 года в МБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» Одинцовского городского округа Московской области прошел установочный семинар, в рамках региональной инновационной площадки «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами», реализуемой Службой раннего вмешательства Центра по теме: «Взаимодействие между системой здравоохранения и коррекционной педагогикой в Одинцовском городском округе».
Участники рабочей группы региональной площадки обсудили установку взаимодействия между системой здравоохранения и системой образования для выявления детей раннего возраста «группы риска» в 2025 году.
Руководителем структурного подразделения Службы раннего вмешательства Зайцевой С.В. предложен план мероприятий по взаимодействию с представителями медицинских организаций на март 2025 года. Внесена поправка, касающаяся проведения встреч. В связи с загруженностью медицинских работников (врачей – специалистов) и невозможности синхронизации их рабочих графиков для встречи онлайн, формат мероприятий вынужденно переведен в очный и разделен на шесть этапов.
В связи с развитием инновационной деятельности, появилась потребность предоставить информацию о ранней помощи детям «группы риска» большому количеству родителей детей раннего возраста. Разработаны макеты плакатов и визиток с информацией о работе консилиума Службы по определению актуального уровня развития малышей, которые были размещены в ДОУ и медицинских учреждениях Одинцовского городского округа.
Итогом семинара явилась установка взаимодействия между системой здравоохранения и системой образования для выявления детей раннего возраста «группы риска» через региональную инновационную деятельность Службы раннего вмешательства.
Участие в вебинаре отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью Центра стратегического развития КУРО
14 апреля 2025 года отдел организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью Центра стратегического развития КУРО провел региональный методический вебинар по теме: «Организация ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в Московской области». Данное мероприятие планировалось в мае 2025 года, но в связи с тем, что на этот месяц выпадает большое количество государственных праздников, научный руководитель региональной инновационной площадки Савельева Оксана Анатольевна к.п.н., доцент предложила выступить специалистам Службы раннего вмешательства с запланированной темой по работе РИП 14 апреля.
Первой приветствовала участников и слушателей вебинара Савельева Оксана Анатольевна, начальник отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью КУРО, к.п.н., доцент.
Зайцева Светлана Владимировна, руководитель структурного подразделения Службы раннего вмешательства, учитель-логопед, учитель-дефектолог, выступила по теме: «Цели и задачи коррекционно-развивающей работы в рамках региональной инновационной площадки «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами», реализуемой Службой раннего вмешательства МБОУ Центра «Сопровождение»
Далее Секерина Е.В., педагог-психолог Службы раннего вмешательства осветила тему: «Роль и место медицинского блока в структуре оказания помощи детям раннего возраста специалистами Службы раннего вмешательства».
Камалова Г.В., учитель-дефектолог Службы раннего вмешательства выступила по теме «Форматы предоставления информации о нормах по основным линиям развития детей раннего возраста родителям Службой раннего вмешательства»
Горностаев И.С., ведущий методист отдела инклюзивного образования ООО «Мобильное электронное образование» раскрыл тему: «Возможности цифровой образовательной среды «Мобильное Электронное Образование»
Участниками методического вебинара стали 65 специалистов.



Распространение информации о работе РИП МО МО по теме «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами» в рамках работы Службы раннего вмешательства МБОУ Центр «Сопровождение»
21 апреля 2025 года состоялось ОМО учителей-логопедов Дошкольных отделений СОШ по теме: “Игровые приёмы в развитии слоговой структуры слова” на базе МБОУ Одинцовской гимназии √ 11 ДО-д/с √75.
Зайцева С.В., руководитель ОМО (руководитель структурного подразделения Службы раннего вмешательства МБОУ Центра «Сопровождение») проинформировала присутствующих о работе Региональной инновационной площадки Службы раннего вмешательства по теме: «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами» на базе Центра, в соответствии с Приказом Министерства образования Московской области от 27.12.2024г. № ПР-209. Также раскрыла тему: «Служба раннего вмешательства как первая ступень коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.»
Учителя-логопеды и воспитатели первых младших групп заслушали выступления специалистов Службы раннего вмешательства Центра.
На мероприятии присутствовало 55 человек. Встреча прошла в дружественной обстановке и была продуктивной
Второе заседание рабочей группы
11 апреля 2025 года в МБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» Одинцовского городского округа Московской области состоялось второе заседание рабочей группы региональной инновационной площадки по теме «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами».
Решили:
1.Утвердить примерный план на 2 квартал 2025 года (апрель, май, июнь)
2.Утвердить сроки и перечень мероприятий на 2 квартал 2025 года (апрель, май, июнь)
3.Утвердить дату мероприятия «Школа родителей малыша», темы выступлений специалистов Службы раннего вмешательства.


«Школа родителей малыша» – одно из направлений работы
Службы раннего вмешательства
в Одинцовском городском округе в рамках работы РИП
На муниципальном уровне в рамках Региональной инновационной площадки МО МО специалисты Службы раннего вмешательства 14.05.2025 г. провели «Школу родителей малыша», на основании приказа №44 от 7.05.2025
Основной целью данного мероприятия является повышение компетентности родителей детей раннего возраста Одинцовского городского округа Московской области.
На встрече были затронуты вопросы норм развития детей раннего возраста. Обсуждались эффективные игровые приемы для всестороннего развития ребенка в домашних условиях и проблемы детско-родительских отношений.
Третье заседание рабочей группы.
23 мая 2025 года в МБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» Одинцовского городского округа Московской области состоялось третье заседание рабочей группы региональной инновационной площадки по теме «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами».
В связи с окончанием учебного года 2024-2025 были подведены итоги работы по региональной инновационной деятельности Службы раннего вмешательства за первое полугодие 2025.
Решили:
1.Признать итоги первого полугодия 2025 года по работе региональной инновационной площадки по теме «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами» удовлетворительными.
2.Определить цели и задачи работы площадки на 2 полугодие 2025 года.



Распространение информации о работе РИП МО по теме «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами» в рамках работы Службы раннего вмешательства МБОУ Центр «Сопровождение»
19 июня 2025 г на XI Межрегиональной конференции «Вариативные формы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: опыт и перспективы развития», организованной Отделом организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью КУРО, выступила Зайцева Светлана Владимировна, руководитель структурного подразделения Службы раннего вмешательства Центра «Сопровождение».
Был освещен актуальный вопрос «Служба раннего вмешательства ППМС-центра, как первая ступень помощи детям с ОВЗ, инвалидностью и «группы риска» в Одинцовском городском округе». В рамках выступления отдельно был затронут вопрос о деятельности Службы раннего вмешательства на региональной инновационной площадке Министерства образования Московской области по теме: «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами». Предоставлен опыт сетевого взаимодействия между коррекционной педагогикой и медициной и обсуждены первые результаты взаимодействия между коррекционными педагогами Службы раннего вмешательства и врачами – специалистами.