Региональная Инновационная Площадка

 «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами»

 Период реализации проекта: 2024-2026 гг.

Основным направлением деятельности является выявление и оказание ранней помощи детям с ОВЗ в рамках деятельности ППМС-центра (консультативно-диагностическая деятельность, коррекционно-развивающая деятельность, информационно-методическая деятельность (мероприятия по обмену, обобщению и распространению педагогического опыта)

Задачи проекта:

  • создание специальных психолого-педагогических условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития в период младенческого, раннего и младшего дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса родителей;

  • комплексное изучение развития каждого ребенка для выбора форм, методов и приемов коррекционного обучения с учетом психофизических возможностей детей и определения оптимального образовательного маршрута;   

  • создание развивающей пространственно-образовательной среды;

  • формирование сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками в процессе деятельности, соответствующей возрасту (эмоционально-личностное общение, манипулятивная, предметная, игровая деятельность, продуктивные виды (изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация));

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности диагностического процесса и коррекционно – развивающего обучения;

  • развитие познавательных интересов и формирование доступных способов усвоения общественного (культурного) опыта, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде;

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с близкими и новыми взрослыми для активизации коммуникативных возможностей в среде сверстников;

  • расширение вербальных (невербальных, альтернативных) средств коммуникации с взрослыми и сверстниками;

  • совершенствование общедвигательных и координационных умений для поддержания, и укрепления сохранения потенциала физической активности;

  • укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

    Первые годы жизни, по мнению специалистов различного профиля (медиков, педагогов, психологов), рассматриваются как наиболее сензитивный период в развитии ребенка, в становлении его когнитивной, речевой, двигательной и социальной сфер. Вследствие чего выявленное в этот период любое проявление дизонтогенеза при системно организованном комплексном воздействии (медикаментозном, психолого-педагогическом) может быть нивелировано или полностью преодолено, что значительно повышает возможности социализации и получения полноценного образования на более поздних возрастных этапах: в дошкольном возрасте и школьном.

Ранняя комплексная помощь является достаточно молодым направлением в рамках системы специального образования. В России исследования в данном направлении активизировались в конце 90-х годов прошлого века; в период с 2005 до 2015 года Московский регион стал экспериментальной площадкой для внедрения инновационных теоретических, методических и практических разработок на базах дошкольных образовательных организаций. Но, к сожалению, прекращение бюджетного финансирования структурных подразделений (служб ранней помощи, лекотек, специализированных групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов и центров игровой поддержки ребенка), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку детям первых лет жизни и их семьям, значительно ограничило возможности раннего вмешательства и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет с отклонениями в развитии. Но исследования, проводившиеся в этот период, подтвердили необходимость и эффективность ранней комплексной помощи, а также подготовили ее обширную теоретико-методологическую и практическую базу.

   В настоящее время возникло противоречие между явным отсутствием возможностей практического применения данных разработок по оказанию ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями/нарушениями в развитии и острой необходимостью в организации раннего вмешательства в целях уменьшения количества детей с ОВЗ в дошкольном возрасте и эффективной реализации требований ФГОС и ФОП и ФАОП дошкольного образования.  

Исходя из всего вышесказанного и учитывая указанное противоречие, организация и реализация нашей экспериментальной работы позволяет решить возникшую проблему в начале в рамках отдельно взятой экспериментальной площадки, а затем транслировать разработанную модель сетевого взаимодействия по своевременному выявлению актуального уровня развития и определению эффективных стратегий преодоления отклонений в развитии у детей раннего возраста для внедрения ее в работу других образовательных организаций, реализующих ФГОС ДО и ФОП (ФАОП).

   Предполагается, что разработанная модель сетевого взаимодействия по своевременному выявлению актуального уровня развития и определению эффективных стратегий преодоления отклонений в развитии у детей раннего возраста, основанная на комплексном и семейно-центрированном подходах в ее реализации, будет способствовать нивелированию, минимизации или полному преодолению отклонений в развитии на всех этапах реализации ФГОС ДО и ФОП, ФАОП дошкольного образования и будет тиражирование нашей инклюзивной модели в форме ресурсного пространства.

Протокол заседания рабочей группы по программе РИП МБОУ Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» Одинцовского городского округа Московской области. 

Решили:

  • Утвердить перечень мероприятий на 1 квартал 2025 года (январь, февраль, март)
  • Утвердить примерный план на 2 квартал 2025 года (апрель, май, июнь)

 

Школа родителей малыша

 

На основании Приказа «О проведении мероприятия «Школа родителей малыша» №25 от 26.02.2025г.

 

В рамках Региональной инновационной площадки МО педагоги Службы раннего вмешательства 27.02.2025г. провели «Школу родителей малыша».

 

Основной целью данного мероприятия является повышение компетентности родителей детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия по программе Службы раннего вмешательства.

 

Психологами были затронуты важнейшие аспекты взаимодействия с ребенком, рассмотрены особенности в поведении детей раннего возраста, влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка.

 

В ходе совместной беседы обсудили влияние стиля общения в семье на формирование психического и физического здоровья ребенка.

 

Логопеды и дефектологи ответили на множество вопросов, касающихся когнитивного и речевого развития детей раннего возраста, создания развивающей среды в домашних условиях.

 

В завершении специалистами Службы раннего вмешательства был проведен мастер-класс для родителей «Развивающая игрушка своими руками».  Родители смогли из подручных материалов самостоятельно не только придумать и  сделать, но и рассказать на развитие каких функций направлена данная игрушка.

 

Встреча получилась конструктивной, полезной и насыщенной. Родители предложили проводить регулярно такую интересную «Школу родителей малыша». Специалисты обратились к администрации Центра вывести данную форму работы на муниципальный уровень, приглашая родителей малышей Одинцовского округа.

Школа молодого логопеда

 

11.03.2025г. на базе МБОУ Центра «Сопровождение» состоялась Школа молодого логопеда учителей-логопедов дошкольных отделений МОУ Одинцовского городского округа Московской области по теме: «Развитие мотивации к логопедическим занятиям  у детей с тяжелыми нарушениями речи». Мероприятие прошло в позитивной и деловой обстановке. Логопеды поделились приемами активизации внимания детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях. Выступила Зайцева С. В.  руководитель ОМО (руководитель структурного подразделения Службы раннего вмешательства МБОУ Центра  «Сопровождение») и проинформировала  о работе Региональной инновационной площадки Службе раннего вмешательства по теме: «Мы рядом.  Первые шаги вместе с нами» на базе Центра, в соответствии с Приказом Министерства образования Московской области от 27.12.2024г. № ПР-209, осветила основные задачи инновационной площадки  и показала важность создания сетевого взаимодействия между коррекционными педагогами, медиками и семьей. На встрече заслушаны выступления специалистов Службы раннего вмешательства Центра: Камаловой Г.В., учителя-дефектолога по  теме: «Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми раннего возраста», в котором она обратила внимание на важность тесного взаимодействия с родителями, включение их в коррекционный процесс и создание благоприятных условий для взаимодействия родителя и малыш. Секериной Е.В. педагога-психолога по теме: «Нейропсихологическое сопровождение детей раннего возраста». Специалист пояснила актуальность и новизну нейропсихологического подхода в работе с детьми первых лет жизни. Разъяснила, на какие особенности стоит обращать  внимание учителю-логопеду в детском саду, при обследовании детей раннего возраста. Учителям-логопедам Одинцовского городского округа было предложено разместить информацию на стендах в ДОУ о работе Консилиума Службы раннего вмешательства  (для родителей детей раннего возраста).

Установочный семинар по теме: «Взаимодействие между системой здравоохранения и коррекционной педагогикой в Одинцовском городском округе»

12 марта 2025 года в МБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» Одинцовского городского округа Московской области прошел установочный семинар, в рамках региональной инновационной площадки «Мы рядом. Первые шаги вместе с нами», реализуемой Службой раннего вмешательства Центра по теме: «Взаимодействие между системой здравоохранения и коррекционной педагогикой в Одинцовском городском округе».

Участники рабочей группы  региональной площадки обсудили  установку взаимодействия между системой здравоохранения и системой образования для выявления детей раннего возраста «группы риска» в 2025 году.

Руководителем структурного подразделения Службы раннего вмешательства Зайцевой С.В. предложен план мероприятий по взаимодействию с представителями медицинских организаций на март 2025 года. Внесена поправка, касающаяся проведения встреч.  В связи с загруженностью медицинских работников (врачей – специалистов) и невозможности синхронизации их рабочих графиков для встречи онлайн, формат  мероприятий вынужденно переведен в очный и разделен на шесть этапов.

В связи с развитием инновационной деятельности, появилась потребность предоставить информацию о ранней помощи детям «группы риска» большому количеству родителей детей раннего возраста. Разработаны макеты плакатов и визиток с информацией о работе консилиума Службы по определению актуального уровня развития малышей, которые были размещены в  ДОУ и медицинских учреждениях Одинцовского городского округа.

Итогом  семинара явилась установка взаимодействия между системой здравоохранения и системой образования для выявления детей раннего возраста «группы риска» через региональную инновационную деятельность Службы раннего вмешательства.